Евгений Чарушин – русский иллюстратор-анималист, детский писатель и скульптор.
Жизнь
Евгения Чарушина не была очень долгой, но он успел оставить после себя богатое
наследие – любимые многими поколениями детские книги, проиллюстрированные им
самим. Он был одним из тех творцов, кто во взгляде на мир сохранил детскую
непосредственность, простую и понятную любовь ко всему окружающему. Его доброе
и человечное искусство радует ребят и по сей день, учит их бережно относиться к
созданиям природы – зверям и птицам.
Евгений
Иванович родился 29 октября 1901 года в городе Вятка в семье губернского архитектора И. А. Чарушина.
Мальчик был долгожданным сыном, поэтому его детские шалости всегда оставались
безнаказанными, вызывая лишь чувство умиления у родителей и старших сестер.
Через шесть лет в семье родился еще один ребенок – Владимир, но Женя так и
остался любимчиком и баловнем.
В доме царила теплая атмосфера любви и творчества В их доме было много книг, клеток с певчими птичками и аквариумы с рыбками, а на подворье содержались охотничьи собаки и лошади.
До наших
дней сохранились воспоминания близких Евгения Ивановича, о том, какое влияние
оказала природа на его развитие. Например, плавать он научился, ухватившись за
хвосты коров, пересекающих реку, а выговаривать неподдающуюся букву «р» начал,
передразнивая карканье вороны. Рисовал мальчик всегда – для него это было таким
же привычным делом, как дышать и говорить. Хотя на семейных фото
Чарушин-младший выглядит серьезным, на самом деле он был шутником и
проказником.
С 6 лет
мальчик обучался в Вятском коммерческом училище, где делался упор на
художественное образование.
Получив
среднее образование, Чарушин мобилизовался и попал в 3-ю армию Восточного
фронта, где работал художником-оформителем политотдела.
В 1922 году
парень поступил в Петроградскую академию художеств, Евгений считал, что
престижная кузница живописцев не дала ему почти ничего. Гораздо большую пользу
он извлек из посещений зоопарка, где рисовал зверушек с натуры. Окончив
академию, Чарушин какое-то время подрабатывал, оформляя вывески для нэповских
торговцев.
Впервые
иллюстрации Евгения Чарушина появились на страницах книги «Мурзук», написанной
Виталием Бианки. О талантливом художнике узнали, и его стали приглашать для
оформления изданий с произведениями Максима Горького, Корнея Чуковского и
Михаила Пришвина. Одна из самых известных работ анималиста – портреты
персонажей книги «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.
Чаще всего
Чарушин работал в любимой технике – литография. Изображение окружающей среды, в
которой находились зверушки
В годы
Великой Отечественной Евгений Иванович с семьей был эвакуирован в родной Киров.
Излюбленную анималистическую тематику пришлось на время оставить – военное
положение вносило свои коррективы. Иллюстратор оформлял спектакли местного
драмтеатра, рисовал для сборников «Боевые дни» и «Наука ненависти», писал
плакаты на партизанскую тематику, делал роспись в зданиях Кирова.
Чарушин
тесно работал с ленинградским фарфоровым заводом, не только придумывая
изображения для росписи, но и изобретая способы их нанесения на готовые
изделия. После окончания войны увлекался лепкой миниатюрных фигурок зверушек.
Писать
собственные произведения Евгений Иванович начал, послушав совета Маршака, а его
прозаическим дебютом стал рассказ «Щур». Почти во всех написанных им рассказах
и сказках героями становились животные, а сюжет был всегда добрым и с
благополучным финалом. Верным другом Чарушина-писателя был тонкий юмор, а
излюбленным приемом – подражание звукам зверей и птиц.
Каждое живое
существо художник представлял загадкой, передавая таинственность отсутствием
четких очертаний и несколько размытым изображением. Штрихи и пятна без контура
– своеобразная манера Чарушина, эдакий анималистический импрессионизм.
В том, что
Евгений Чарушин обожал животных, нет никаких сомнений – достаточно взять в руки
любую проиллюстрированную им книгу или собственное произведение. Образы
Патрикеевны, Топтыгина, Волчишки и других зверушек – свидетельство безграничной
любви автора ко всему живому.
Дом
анималиста всегда был полон собак, кошек и птиц разных видов. Даже выходя на
охоту, Чарушин шел не за добычей, а за единением с природой, познанием повадок
и инстинктов. К тому же, это чисто мужское занятие привлекало его возможностью
погрузиться в мир ритуалов, легенд и мифов.
Евгений
Иванович был настоящим народным умельцем, смастерившим множество полезных
поделок. Он даже получил патент на одно их изобретений – колесо, бегающее по
поверхности воды.
В личной жизни иллюстратора и писателя было спокойствие и счастье. Молодой художник женился в 1928 году, с супругой Натальей Зоновой жил дружно и в ладу. У пары родился сын Никита, ставший единственным наследником и продолжателем творчества отца. Своему любимому ребенку Евгений Иванович посвятил сборник рассказов «Никитка и его друзья». Никита Евгеньевич Чарушин является автором иллюстраций ко многим произведениям, его работы представлены в Третьяковке, государственном Русском музее, экспозициях зарубежных галерей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий